Калетник против Клименко: на таможне выживет сильнейший?
Источники в новом ведомстве утверждают, что первый опыт скрестить ужа и ежа не получился – и сегодня опять заговорили о разграничении ведомств.
Падение показателей наполнения бюджета за первое полугодие – следствие не только экономических процессов, а в первую очередь – войны, которая разгорелась между таможенниками и налоговиками.
Война по правилам
После того, как пост министра доходов и сборов Украины занял Александр Клименко, заговорили о том, что «семья» взяла под контроль все финансовые потоки. Казалось, Клименко – соратник первого вице-премьера Сергея Арбузова (оба во времена Оранжевой революции засветились в донецкой ячейке «Нашей Украины») – одержал полную победу. Мало того, что новое министерство объединило в себе и Таможню, и Налоговую, так Президент еще и возложил на него функцию администрирования единого взноса и общеобязательное государственное соцстрахование. Плюс Клименко удалось избавиться от контроля со стороны Минфина.
В результате торгов между регионалами и коммунистами, которые вошли в парламентское большинство, Таможня отошла в сферу влияния Степана Дериволкова. Его считают человеком бывшего главного таможенника, а ныне первого вице-спикера Игоря Калетника. Экс-руководитель Таможни, несмотря на свое избрание в Раду по списку КПУ, рассчитывал сохранить свою команду в руководстве таможни – и ему это на удивление легко удалось. Понятное дело, что главным «аргументом» Калетника и представляющую его силу являются парламентские голоса. Золотые голоса, надо полагать, учитывая размах денежных потоков, которые заходят на таможню.
Знающие люди говорят, что на должность главы Таможни (и, соответственно, первого зама Клименко) рассматривались две кандидатуры – Степана Дериволкова и Александра Дороховского. Последний считался самым доверенным человеком Игоря Калетника, который несколько месяцев после выборов фактически был и.о. руководителя ГТСУ. Его называли «мозгом Калетника» и в некоторой мере либералом. Поэтому когда выбор пал не на Дороховского, а на Дериволкова, фактически было определено, по какой схеме в дальнейшем будет работать таможня: новый руководитель должен будет аккумулировать поступившие средства, прагматично раскладывая их в разные корзины, а не сохранять таможенную идеологию.
И если при Калетнике главное было не перепутать карман государства, карман «семьи», партийный карман и свой личный, то здесь задача усложнилась тем, что операционные вопросы таможни первые несколько месяцев были отобраны «подручными» Клименко. Фактически таможенники на какое-то время превратились в технических исполнителей, которым на руки выдали список «модных» фирм, через которые необходимо было проводить все операции – как «кэшевые», так и официальные.
Понятное дело, что подобный расклад не устраивал ни Калетника, ни людей, которых он расставил на местах (Владимира Григорьева (Одесская таможня), Геннадия Романенко (Киевская межрегиональная), Сергея Гилу (Киевская областная), Сергея Папазогло (Львовская), Александра Похилько (Чоп)) – и в Интернет была полностью «слита» база большинства «модных» фирм. Самое поразительное, что именно в это время стремительно посыпались все бюджетные и внебюджетные показатели, а лидер коммунистов с трибуны парламента выступил с резкой критикой в адрес правительства.
Таким образом, локальная война с Клименко закончилась временной победой Калетника – его влияние в качестве «смотрящего» за таможней было опять возобновлено. Централизация потоков опять была выстроена по старой схеме, а команды на расстаможку товаров поступают исключительно «сверху». Однако и в этой ситуации не все так просто…
Кто же управляет «потоками»?
Возвращаясь к номинальному руководству таможней, можно констатировать: Степан Дериволков сегодня оказался между двух огней. С одной стороны, он должен выполнять «настановы» Калетника, с другой – формально он все же подчинен Клименко и должен отбиваться от посягательств на вверенную ему территорию со стороны налоговиков.
По нашей информации, команды, которые отдает Дериволков налоговикам в качестве заместителя министра, искусно игнорируются. В свою очередь налоговики систематически устраивают рейды на таможни и фиксируют нарушения. Страдает в основном среднее и младшее звено – поскольку «наверху» все сохраняют хорошую мину при плохой игре. Говорят, что оба других зама Клименко – Андрей Игнатов и Виктор Левицкий – находятся с Дериволковым в приятельских отношениях, несмотря на то, что являются классическими представителями «донецкого клана».
Игнатов работал в налоговой администрации Донецка, на руководящих постах коммерческих организаций. Был заместителем Клименко в Налоговой администрации, отвечал за департаменты налогообложения юридических и физических лиц, и борьбы с отмыванием доходов.
Биография Левицкого более занимательна. Первое образование он получил в Донецке по специальности «религиоведение», вторым, финансовым, чиновник обзавелся лишь в 2012 году. Еще один диплом понадобился Левицкому, очевидно, потому, что с налоговой он связал себя относительно недавно: в 2010 году занял пост заведующего сектором Государственной налоговой администрации в Донецкой области. Дальше фискальная карьера «религиоведа» пошла стремительными темпами. В мае 2012 года он занял пост первого зама главы Окружной государственной налоговой службы, а в феврале 2013 – директора Департамента стратегического управления и инноваций Министерства доходов и сборов.
В сфере ответственности «донецкого» Игнатова среди разных налоговых вопросов оказался и Департамент налогового и таможенного аудита. А замминистру-руководителю аппарата Левицкому сейчас подотчетны, к примеру, Департамент охраны государственной тайны, защиты информации, а также Департамент персонала, через который должны проходить все назначения, в том числе, и на Таможне. Справедливости ради стоит отметить, что пока ни одна кандидатура Клименко не была назначена на должности главы регионального отделения.
«В министерстве продолжается борьба налоговиков с таможенниками, – подтвердила «Главкому» первый замглавы комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, депутат от партии «Удар» Оксана Продан. – Это происходит потому, что объединенное министерство возглавил бывший руководитель налоговой, региональные представительства теперь работают по принципу налоговой, даже в таможенном оформлении».
Нардеп от «Батькивщины» Ксения Ляпина считает, что сейчас «таможня не доформирована, она в растрепанном состоянии – потому что все борются за эту сферу влияния. Клименко не может согласиться с тем, что это не его сфера влияния, а другой клан не соглашается эту сферу отдать. Пока они будут бороться, нормальной работы там не будет».
Таможня уходит в свободное плавание?
Эксперты сходятся во мнении, что дальнейшая судьба министерства будет решаться в зависимости от того, кто докажет свою большую эффективность президенту – Калетник, который много лет был удобен на этой должности, или «семейный» Клименко.
Как мы писали выше, сегодня Клименко действительно не может особо чем-то хвастаться. По факту с начала года предусмотренные бюджетом таможенные поступления не выполняются. Таможню заставляют работать по налоговым правилам, а не по таможенному кодексу. Это вызывает сопротивление бизнеса, в том числе и иностранного. «Убивается» система профессиональной подготовки таможенников (фактически была ликвидирована Академия Таможенной службы), система профессиональной организации.
Да и у самой налоговой также проблем хоть отбавляй. В общий фонд государственного бюджета в июне нынешнего года поступило на 7,5% доходов меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Экс-министр финансов Виктор Пинзеник отмечает, что ситуация на самом деле еще хуже, если учесть, что НБУ перечислил в бюджет вдвое большую сумму, чем предусматривалось планом – 4,1 против 2,1 млрд. грн. Дополнительным негативным сигналом является «улучшение» показателя доходов за счет невозмещенного по сравнению с планом НДС на 1,6 млрд. грн.
С учетом показателей предыдущих месяцев в первой половине 2013 года общий фонд госбюджета получил 142,1 млрд. грн. против прошлогодних 141,3 млрд. Увеличение составляет лишь 0,6% против запланированных законом 9,3%. Эксперт уверен, что в итоге недобор средств по году превысит 25-30 млрд. грн.
Эффективность мегаминистерства, созданного «под Клименко», ставят под сомнение не только оппозиционеры. Депутаты от власти, имеющие крупный бизнес, также признают, что все не так хорошо, как планировалась. Правда, они списывают все проблемы на переходной период, и в официальных комментариях продолжают убеждать, что объединение Таможни и Налоговой – правильный ход, который еще докажет свою эффективность. «Это полезно для налогоплательщиков. Как было раньше? У таможни свой план, у налоговой – свой. Сейчас план стал общим – в этом позитивная составляющая», – объяснил глава одного из подкомитетов комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, регионал Дмитрий Святаш. Все сложности депутат списывает на то, что министерство до сих пор находится в состоянии реорганизации. «Идет гармонизация. Эта большая, дорогостоящая, но важная работа займет еще не менее полугода», – спрогнозировал депутат
Его коллега, экс-министр экономики Сергей Терехин, иного мнения. Терехин обращает внимание на то, что «аналогов ведомству, которое бы занималось вопросами таможни и фискальными вопросами, плюс еще и исполняло правоохранительные функции, в Европе нет». «Таможня по стандартам Всемирного таможенного союза – орган, который не имеет правоохранительных или фискальных функций», – отметил он в комментарии «Главкому».
Глава парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Александра Кужель, ссылаясь на предпринимателей, с которыми она тесно общается, утверждает, что уровень обслуживания таможенниками грузов резко снизился: «Мне пишут украинские производители, которые завозят сырье, что товар стоит месяцами: требуются огромные взятки на каждый контейнер, на каждый товар, нет прозрачной процедуры, работают непрофессионалы».
Оксана Продан, оценивая работу ведомства, признала, что Налоговую и Таможню, действительно, нужно было объединить под одной крышей, но не путем создания независимого от министерства финансов органа. «Сегодня мы имеем фискальное министерство, которое является самостоятельным, которые само для себя имеет право толковать законы и которое неподотчетно Министерству финансов, отвечающему за наполнение и распределение бюджета. Соответственно, полномочия у нового министерства фактически безграничны, что и используется по отношению к бизнесу», – резюмировала она.
Автор материала: Катерина Пешко
По материалам: Glavcom.ua